Тайное хищение имущества считается распространенным видом преступления. С какого возраста несовершеннолетнего могут наказать по уголовной статье? Российский уголовный закон определяет основной возраст — 16 лет. Установлен повышенный возраст для статей за развратные действия, привлечение несовершеннолетних к краже, иным злодеяниям — 18 лет.

квалификация преступления

Малолетних к уголовной ответственности не привлекают, однако, с 11 лет они могут помещаться в специальные закрытые заведения учебно-воспитательного направления для исправления воспитания и профилактики уголовно наказуемых деяний.

Если ребенок не достиг возраста 14 лет, за совершенную кражу он ответственности не несет. Ее несут родители. В большинстве случаев это штраф.

Следует учитывать, что малолетний нарушитель может быть поставлен на учет комиссией по делам несовершеннолетних, а с возраста 11 лет отправлен в специальные учебно-воспитательные учреждения, мало отличающиеся от тюрем. Поэтому воспитательные меры применять следует обязательно.

При достижении 14 лет ребенок отвечает за кражу наравне со взрослыми. Ответственность за это преступление наступает по ст. 158 УК РФ. Статья состоит их четырех частей, по трем первым из которых может быть назначено наказание, не связанное с лишением свободы. Обязательное заключение указано только в четвертой части статьи - за хищение в составе организованной группы либо совершенную в особо крупном размере - более 1 млн. рублей. Наказанием по этой части может быть до 10 лет лишения свободы.

По первой части статьи срок заключения до 2 лет, по второй - до 5 лет, по третьей - до 6 лет. Минимальные сроки заключения ни в одной части не предусмотрены, а следовательно, решение принимает суд.

Многие слышали о существовании неких минимальных сумм кражи, до которых не наступает уголовная ответственность, никаких указаний на это УК РФ не содержит. Но существует ст. 7.27 КоАП о санкции за мелкое хищение. По двум ее частям, при отсутствии признаков ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 158 УК РФ, при сумме хищения до 2,5 тыс. рублей можно получить административное наказание в виде пятикратного штрафа, административного ареста либо обязательных работ. При повторном нарушении ответственность наступает по ст. 158.1 УК РФ, максимальное наказание - 1 год заключения.

что делать родителям

. Не пугайтесь. Через опыт воровства проходит большинство детей. Помню, как я лазила по карманам родительской одежды в поисках завалявшейся мелочи, чтобы купить мороженку или пироженку, как нашла под ковриком тайник сына с «взятыми» из дедушкиного кошелька бумажными купюрами, как подруга привела двух своих дочерей, чтобы вернуть мне, унесённые её девочками, «драгоценности» (целую горсть серёжек, колечек и брошек).

Распространенность проблемы, совсем не повод надеяться, что она "рассосётся" сама собой. Неверная реакция родителей или отсутствие всякой реакции на проступок сына или дочери приводит к тому, что нежелательное поведение закрепляется и создаёт много проблем и родителям, и детям.

2. Не называйте ребёнка вором, не пугайте тюрьмой, а дайте название поступку и назовите последствия.

2.1. Это не противоречивые советы, они легко соединяются фразой типа: «Когда человек берёт чужое, без согласия хозяина или без его ведома, это называется воровством. За воровство предусмотрено наказание - тюремное заключение». Для сравнения - другая фраза: «Ты - вор! Тебя в тюрьму посадят!» или «Если будешь воровать, то в тюрьму попадёшь!»

Используйте безличные формулировки. Употребление личных местоимений «ты», «тебя» активирует механизм идентификации: «Я вор», «Меня посадят!», «Я в тюрьму попаду!». Идентификация же запускает процесс программирования поведения ребёнка.

2.2. Наказание - не единственное последствие воровства. Поговорите с ребёнком о том, какие чувства испытывает человек, лишившийся своих вещей или денег, как этот человек относится к виновнику его проблем. Спросите: «Как бы ты относился к человеку, который тайно взял что-то ценное у тебя?». Поговорите с ребёнком о доверии, об уважении, о том, в каких конкретных поступках люди могут проявлять недоверие и отсутствие уважения к человеку, который ворует.

3. Продемонстрируйте ребёнку свою уверенность в том, что он все понял, хочет исправиться и сможет это сделать.

 

4. Не позволяйте ребёнку или подростку получить удовольствие от владения чужой вещью, чужими деньгами.

3.1. Для этого организуйте компенсацию материального ущерба пострадавшему из материальных средств ребёнка. Сделать это можно разными способами: